Позднее Ctrl + ↑

Дайджест — 6

Ужасы, Малышева, шпионы и айподы.

Максвелл Смарт задаётся вопросом: «Это норма?».

Почитать на русском

  1. «Медуза» взяла интервью у Мэтта Тэйлора, учёного, который посадил космический аппарат на комету, но надел не ту рубашку.
  2. «Русская семёрка» учит различать корейцев, японцев и китайцев.
  3. Перевод статьи «Вёрджа» о процессе создания «Симпсонов»: за каждой серией стоит 6-8 месяцев кропотливой работы.
  4. Лео Габрелядзе (режиссёр отличного «Убрать из друзей») и Святослав Подгаевский (режиссёр неизвестно какой «Пиковой дамы») беседуют о русских фильмах ужасов на «Афише».
  5. Любимый вестник постапокалипсиса «Батенька» отправил корреспондента на съёмки шоу Елены Малышевой: ведущая демонстрирует кишечник, пока зрительницы обсуждают рассаду.
  6. Новый повод не любить новый «Кинопоиск»: алгоритм рейтинга стал отдавать предпочтение фильмам, доступным для просмотра онлайн.
  7. В «Форбсе» история Николая Цветкова: владелец «Уралсиба» ударился в эзотерику и нумерологию, и его бизнес потерял 29 миллиардов рублей за пять лет.

Почитать на английском

  1. «Экономист» выложил инфографику о бондиане: по рейтингам, сборам, убийствам, мартини и девушкам.
  2. «Нью-Йорк Таймс» исследует интересную особенность переписки: мы судим о собеседниках и их настроении по пунктуации.
  3. Как Стив Джобс провёл Карли Фиорину: на посту главы HP она согласилась установить iTunes на миллионы компьютеров в обмен на торговлю старым айподом. Став кандидатом в президенты США, Фиорина не успела зарегистрировать домен, и там открылся сайт об сокращениях в HP.
  4. Журналисты узнают всё больше подробностей создания фильма о бывшем главе «Эпл»: вдова Джобса якобы отговорила от участия Ди Каприо и Бэйла, а с Финчером студия не сошлась по гонорару.
  5. Пока в ЦРУ искали кротов внутри структуры, аналитики КГБ, хорошо разбираясь в бюрократии, легко вычисляли иностранных агентов по внешним признакам.
  6. Опасения, что «Фэйсбук» не нужен молодёжи, напрасны: по мере взросления подростки, выросшие на «Инстаграме» и «Снэпчате», всё же начинают пользоваться «соцсетью для стариков».
  7. Колумнист «Гардиана» и «Техкранча» хоронит концепцию приложений: говорит, что хранить на телефоне пять мессенджеров и три сервиса доставки еды — прошлый век.

О «Спектре»

И том, почему он не второй «Скайфолл».

cover white

Бондиана с Крейгом продолжает чередовать удачные части со слабыми. «Казино Рояль» успешно перезагрузил сериал, сделав его ближе к «Бэтмену: Начало», чем к «Бэтмену навсегда». Стильный «Квант милосердия» пострадал от забастовки сценаристов: логика повествования и мотивация персонажей ушли на второй план. «Скайфолл» же вернулся к истокам, адаптировав атрибуты из первых фильмов (М-мужчина, Манипенни, Aston Martin DBS) под современные реалии. Тем обиднее, что «Спектр» никак не развил идеи прошлых частей, заменив отсылки набором клише, а реализм — фарсом.

В начале фильма Бонд выясняет, что за действиями Ле Шиффра, Мистера Уайта и Сильвы из прошлых частей стоит СПЕКТР — могущественная организация, проникшая в госструктуры по всему миру. Беда в том, что сценаристам не удалось адаптировать придумку времён Холодной войны под новые реалии. Если в фильмах с Коннери и Муром структура, пытающаяся развязать войну между ядерными державами, выглядела органично, то новая версия ближе к «Злой лиге» из «Музыкального блога доктора Ужасного». В попытках впечатлить зрителя члены СПЕКТРа строят планы по захвату всей мировой информации (для сравнения, Ле Шиффр возвращал долг террористам, а Сильва мстил МИ-6 из личной обиды), беседуют об успехах в работорговле и стравливают кандидатов на вступление в группу.

Глава Спектра, сыгранный Кристофом Вальцем, не кажется серьёзной угрозой. Хавьер Бардем в «Скайфолле» действительно пугал, прямо (в сцене с приставаниями) и косвенно (атаками на МИ-6 и нападением на Скайфолл) вторгаясь в личное пространство Бонда. Вальц в основном остаётся за кадром: он в ответе за события прошлых частей, но не действует сам. Появляясь на экране на полчаса, Вальц зачитывает дежурный монолог с интонациями Ганса Ланды из «Бесславных ублюдков», а затем допускает ошибки, недопустимые для лидера глобального преступного синдиката.

Премьеру организовали неплохо, но во время показа минут на 5 пропал видеоряд. Пока персонал решал проблему, зрители с последних рядов устроили на экране кукольный театр: драматизм сцены потерялся за хохотом зала. Ещё удивила защита от пиратства: специальная установка подсвечивала зрителей, вынимавших телефоны во время сеанса.

Персонажи-функции разговаривают банальностями вроде «почему я могу тебе доверять», «я поклялся тебя защитить» и «я могу не вернуться». Моника Белуччи появляется на пять минут, чтобы раскрыть Бонду информацию о месте встречи СПЕКТРа. Дэйв Батиста играет немого громилу, задуманного с оглядкой на Челюстей из старой бондианы, и нужен только для пары экшн-сцен. Эндрю Скотт в роли конкурента М изображает нахального выскочку, а затем его сюжетная линия обрывается.

Героиня Леи Сейду интереснее, но не раскрывается полностью. Сценаристы подчёркивают, что она может постоять за себя, а затем быстро возвращаются к формуле «герой спасает даму в беде». Ещё одна отдушина — изобретательные экшн-сцены: пролог в Мексике, погоня на самолёте в горах и отсылающая к «Из России с любовью» драка в поезде.

Проблемы есть и с образом самого Бонда. Если в прошлых частях он физически (пытка Ле Шиффра) и эмоционально (смерть Веспер) уязвим, то теперь превратился в супергероя, которому невозможно сопереживать. При этом Дэниел Крейг уже стар для роли и не горит желанием продлевать контракт со студией.

В третьем акте фильм напоминает плохую видеоигру: Бонд расстреливает врагов на ходу, взрывает здания одним выстрелом (почти как в михалковской «Цитадели») и сбивает вертолёт из пистолета. Судя по утечкам из «Сони» годичной давности, создатели знали о проблемах с финалом. Другое дело, что решить их так и не удалось.

«Скайфолл» часто сравнивали с «Тёмным рыцарем», а «Спектр» похож на «Возрождение легенды». История Бонда-Крейга подошла к логическому завершению, и в случае слабых сборов продюсеры могут досрочно перезагрузить сериал. Вернувшись к стилистике старых частей, бондиана потеряла баланс реализма и несерьёзности: спустя 9 лет после «Казино Рояль» история главного шпиона Британии остро нуждается в новой трактовке.

Дайджест — 5

Подкасты вместо радио, «Снэпчат» вместо ТВ, виртуальность вместо реальности.

Почитать на русском

  1. Американец рассказал о четырёх годах в Москве, россиянин — о двух в американской тюрьме.
  2. Русская служба «Би-би-си» написала об истории пунктуации, а vc.ru — о появлении раскладки телефонных клавиш.
  3. Журналистка «Вайса» мучительно пыталась опьянеть от конфет с ликёром, а её коллега комфортно провёл месяц в Венесуэле на 115 долларов.

Почитать на английском

  1. «Снэпчат» уже не просто мессенджер для подростков. Приложение заменяет молодёжи телевидение: трансляция в нём MTV Music Awards набрала в набрала 12 миллионов просмотров, а телеверсия — только 5. Издания бьются за право попасть в список «каналов», а рекламодатели готовы платить по 800 тысяч долларов за день.
  2. О будущем автомобилей:
    — Редактор «Базфида» покатался в прототипе машины «Гугла» и теперь ждёт, пока опасный для людей и вредный для экологии «обычные» транспорт исчезнет с дорог. Любителям вождения же он предлагает смириться с будущим.
    — На «Воксе» рассуждают, как изменятся города, если все автомобили станут электрическими и автономными.
    — «Тесла» для сделала мощный задел на будущее, не заостряя на этом внимание прессы. Вертикальные двери Model X пригодятся для беспилотной доставки грузов, а выдвижные ряды и автоматическая зарядка — для замены такси.
    — В это время учёные ищут ответы на этические вопросы. Должна ли автономная машина сама решать, кем пожертвовать в автокатастрофе?
  3. О будущем медиа:
    — Общественное радио WNYC делает ставку на подкасты. Руководство надеется, что формат привлечёт молодую аудиторию, остановит отток ведущих и увеличит доходы (на общественном радио нельзя продавать рекламу, но правило не распространяется на подкасты). Первое новое шоу — подкаст «Нью-Йоркера».
    — «Нью-Йорк Таймс» экспериментирует с виртуальной реальностью. Подписчики получат Google Cardboard со свежим номером и смогут посмотреть сюжет о беженцах через приложение для смартфона.
  4. «Блумберг» разбирается, почему в самолётах такой медленный и дорогой вайфай. Виноваты монополии (на борту нет места для оборудования нескольких компаний) и технология (одно подключение раздаётся всем пассажирам). Проблему решит развитие спутниковой связи, а пока цена — единственный способ уравновесить спрос и предложение.
  5. Репортёр «Нью-Йорк Таймс» провёл пару дней с Дональдом Трампом. За провокационными заявлениями скрыт холодный расчёт — заигрывания с прессой помогают бизнесмену управлять инфополем. Трамп останется в выигрыше, даже если не станет кандидатом от республиканцев.

Посмотреть

  1. Учёные меняют выяснили: хамелеоны меняют цвет, чтобы выделяться, а не прятаться. Понимание этого механизма поможет создать ткани, меняющиеся в зависимости от обстановки.
  2. Виртуальная реальность изменит искусство, стерев грань между настоящим и вымышленным. А пока можно читать художественную литературу — мозг воспринимает её как пережитый опыт.
  3. Как разработчики видеоигр ведут игрока без компасов и карт: композиция кадра, указатели, управление вниманием с помощью света и цвета.
  4. Короткометражка о неожиданной встрече в «Чатрулете».
  5. Документалка о том, что всё новое — компиляция старого.

Дайджест — 4

Технологии в обществе, работа в космосе, стиль в документах.

Почитать на русском

  1. Копирайтер «Яндекса» — о слоганах у нас и за рубежом. В английском работают глаголы и неологизмы, в русском — каламбуры на уровне смыслов.
  2. MGM изначально позиционировала «Космическую одиссею» Кубрика как фильм для всей семьи. Озадаченные родители писали гневные письма, зато части подростков даже понравилось.
  3. Отличные посты в корпоративном блоге «Мосигры»: об интерфейсах в реальном мире (часть первая, часть вторая) и об отличиях дизайна в Китае.
  4. Космонавты — о своей профессии: подготовке к полётам, жизни в невесомости и реабилитации по возвращении домой.
  5. История изменений в наборе школьных дисциплин: от царской России до современной.
  6. Интервью с Катериной Гордеевой — о восприятии рака в российском обществе, проблемах в медицине и беседах с детьми о смерти.
  7. Подборка интервью с нобелевским лауреатом Светланой Алексиевич: на «Медузе», «Афише» и «Слоне».
  8. В блоге Сергея Короля — конспект цикла лекций Линор Горалик об одежде, моде и личности.

Почитать на английском

  1. Ушла эпоха: «Плейбой» перестанет печатать откровенные фото (в Сети их хватает), сделав упор на журналистские расследования и колонки для обоих полов. До этого издание уже убрало эротику с сайта: просмотры выросли с 4 до 16 миллионов в месяц, а средний возраст читателя упал с 47 лет до 30.
  2. Геймеры помогают симфоническим оркестрам остаться на плаву: филармонии поняли, что молодая аудитория хочет слушать знакомые саундтреки и охотнее покупает сувениры.
  3. Колумнист «Нью-Йорк Таймс» доказывает: разговаривать со смартфоном в руках не просто неприлично, но и вредно для эмпатии. Такая «многозадачность» не даёт погрузиться в тему, и мы лишаемся магии живого общения.
  4. Электронные книги так и не убили книгопечатание. Цифровые книги удобно покупать и переносить, но они не ушли дальше показа текста: бумажные издания всё ещё красивее и проще.
  5. Возможно, человечество скоро сможет учиться во сне. Опасность в том, что тогда горожане лишатся последних часов вне информационного пространства.
  6. У «Кока-Колы» и «Пепси» проблемы: из-за моды на здоровый образ жизни американцы снизили потребление газировки. При этом у покупателей обычной питьевой воды нет ни привязанности к марке, ни готовности за неё переплачивать.
  7. Стивен Леви поговорил с дизайнерами «Эпла» и побывал в лаборатории для тестирования продуктов (анализируют даже «идеальность» звука клавиш).
  8. Письмо нового главы «Твиттера» Джека Дорси об увольнении сотрудников перевели с корпоративного языка на человеческий. Из той же серии: адвокат пересказывает лицензионное соглашение «Эль Капитана» простыми словами.

Посмотреть

  1. Безумная короткометражка про ввод и вывод.
  2. Стоп-моушн видео из фотографий космической программы «Аполлон».
  3. Демонстрация компьютерной графики в «Марсианине».

Послушать

  1. Спецвыпуск TED Radio Hour об «экранном времени»: как технологии меняют социум в целом и каждого из его членов (часть первая, часть вторая).
  2. Трёхчасовой выпуск Accidental Tech Podcast с доскональным разбором сентябрьской презентации «Эпла». Бонус: Джон Сиракьюза делает очередной обзор тостера.
  3. Трёхчасовой эпизод The Talk Show: Джон Грубер и Марко Армент обсуждают рекламу, современные медиа и отказ от денег ради этики.

Дайджест — 3

Отзывы о «Кинопоиске», лекции о будущем, письма «об этом».

Агрессивная толпа атакует страницы сотрудников «Яндекса».

Почитать на русском

  1. Отличное интервью с Квентином Тарантино. Режиссёр хвалит «Бойца» и «Оно», ругает «Настоящего детектива» и говорит, что проблема современного кино не во взыскательности, а в тупости аудитории.
  2. Ещё интервью: Энди Уир, автор недавно экранизированного «Марсианина», рассказывает о внезапно свалившейся славе.
  3. Яндекс.Провал: пользователи, коллеги и журналисты обругали редизайн «Кинопоиска» за технические проблемы и вырезанные функции. Спустя сутки разработчики пошли на попятную. Судя по анонимным историям сотрудников, виноват слабый менеджмент.
  4. Доцент ВШЭ Кирилл Мартынов и писатель Андрей Аствацатуров обсудили будущее чтения. Интернет изменил модели создания, передачи и восприятия информации. Если в XX веке признаком грамотности была «начитанность» чужими работами, то в XXI веке большинство читателей превратится в авторов.
  5. Нассим Талеб, автор «Антихрупкости» и «Чёрного лебедя» выступил в Москве. Рассказал, чем полезны кризисы и почему свободные системы лучше управляемых.
  6. На «Афише-Город» интервью с водителем «Яндекс.Такси». Раньше он возил членов ЦК на «чайках» и «волгах», теперь — простых пассажиров на «Тесле».
  7. Ещё один материал «Афиши»: подборка писем зрителей в передачу «Про это» из конца девяностых.
  8. Истории сильных людей: дневник девушки, научившейся жить с эпилепсией и блог мужчины, потерявшего ногу в ДТП.

Почитать на английском

  1. В черновиках авторы «ВАЛЛ-И» хотели показать улетевших с Земли людей аморфными существами с уникальным языком. В итоге третий акт переписали, чтобы сделать историю банальнее и понятнее.
  2. Слепо следовать трендам в дизайне сможет и алгоритм. Ценность дизайнера — в нестандартных решениях, и веб-вёрстке стоит брать пример с журнальной.
  3. «Нью-Йорк Таймс» выяснила, как получали оружие стрелявшие в американских школах и церквях (законно и просто — даже слишком).
  4. Сильное выступление Мачея Сегловски, создателя «Пинборда». Корпорациям не стоит собирать лишние данные, иначе повторится история с радиацией: излишний энтузиазм сменится паническим страхом перед технологией.
  5. Спустя год «Убер» с трудом пробился в Лас-Вегас. Лобби таксопарков Вегаса несравнимо сильнее, чем российская «мафия» водителей в аэропортах: прибыли с 300-миллионного рынка хватает, чтобы жертвовать десятки тысяч долларов на кампании местных политиков.
  6. Мечта минималиста: как упаковать вещи для трёхмесячного путешествия по миру в один рюкзак.
  7. Проникновенная история на «Медиуме»: умерший отец оставил сыну письма с советами для главных моментов в жизни.
  8. В юмористических колонках «Нью-Йоркера» — политически корректная версия «Повелителя мух».

Посмотреть

  1. В продолжение темы альтернативного Интернета на Кубе: «Вокс» сделал отличный репортаж о распространителе недоступного контента.
  2. Ванкувер в фильмах играет любой город, но не себя.
  3. Будни охотника за ураганами.
  4. Короткий фильм об изобретателе «Аэропресса»
  5. Фанаты вставили героев «Диснея» в новые «Звёздные войны».
  6. Летсплеер PewDiePie разоблачает стереотипы о Швеции.

Дайджест — 2

Приватность в Сети, измены в США и личная жизнь в Северной Корее.

Почитать

  1. «Блумберг» ищет корень проблем «Гугла» в ЕС. Поисковый гигант легко стал лидером рынка, напугав своей влиятельностью бизнесменов, политиков и обычных европейцев. Теперь «Гуглу» грозит шестимиллиардный штраф от Еврокомиссии.
  2. «Эпл» научила экран нового айфона распознавать силу нажатия: ещё одна тема номера из «Блумберга». В компании называют технологию главной инновацией с появления сенсорного ввода.
  3. Интернет на Кубе дорогой и редкий, а СМИ подотчётны правительству. Островитяне нашли решение: подпольный рынок жёстких дисков с сохранёнными сайтами, роликами и музыкой. Отбирая контент для скачивания, продавцы заменяют собой и издательства, и критиков.
  4. «Нью-Йорк Таймс» описывает, как ИГИЛ вербует сторонников среди американской молодёжи. Рекрутеры находят уязвимую жертву в соцсетях, входят в доверие, а затем постепенно вынуждают сменить образ жизни и круг общения.
  5. Тим Урбан рассказывает, как приручить «внутреннего мамонта» и перестать переживать из-за мнения окружающих.
  6. Интервью с человеком, скрывающим фотографию от поисковых роботов «Фэйсбука» и «Гугла» уже 20 лет.
  7. Британский студент год проучился в Северной Корее с детьми элиты и делится впечатлениями: спартанские условия, патриотизм, пуританство.
  8. Стриминговые сервисы несправедливо платят музыкантам. Доход с подписок делят между самыми популярными исполнителями, а не теми, кого слушал конкретный пользователь. Честные авторы с маленькой фанбазой получают гроши, а нечестные легко накручивают число прослушиваний.
  9. Дискуссии об этичности блокировки баннеров не стихают.
    — Марко Армент пишет, что AdBlock — закономерный ответ читателей на раздражающие всплывающие баннеры (которые, к тому же, без спросу собирают данные), а СМИ пора адаптироваться под новую реальность.
    — Он же сперва выпустил блокировщик рекламы для iOS 9, а затем убрал его из магазина, предложив вернуть деньги покупателям. Марко не нравится, что блокируются все баннеры — даже те, что не бросаются в глаза и не вторгаются в частную жизнь.
    — Джон Грубер хорошо описывает, что издатели сами довели ситуацию до точки, когда проще блокировать рекламу. Для читателей приватность, скорость, трафик и время работы важнее доходов авторов.
  10. В техносреде новый скандал, на этот раз вокруг работы в «Амазоне»:
    — «Нью-Йорк Таймс» раскритиковала условия работы в «Амазоне». После выхода статьи всплыли и другие истории: к примеру, как начальство вынуждает уволиться больных или беременных подчинённых.
    — Джефф Безос отреагировал внутренней рассылкой. Пишет, что в материале «Таймс» собраны частные случаи и просит сообщать о проблемах ему лично или в отдел кадров.
    — Сооснователь «Бэйскампа» отвечает Джеффу: начальство узнаёт о проблемах в последнюю очередь и просто «держать дверь кабинета открытой» недостаточно.
    — «Онион», как всегда, прекрасен: Jeff Bezos Assures Amazon Employees That HR Working 100 Hours A Week To Address Their Complaints.
  11. Сайт знакомств «Эшли Мэддисон» позиционировал себя как безопасное место для супружеских измен. Успешному бизнесу пришёл конец: хакеры слили базу данных с именами, адресами и номерами карт неверных супругов, а заодно выяснили, что большую часть «женских» сообщений на сайте пишут боты.
    — Журналисты поговорили с жертвами утечки. Инцидент привёл к паре самоубийств и разрушил много браков — страшно представить взлом сервиса покрупнее.
    — Чарли Уорзел из «Базфида» верит, что скандал не заставит людей изменить сетевые привычки.
  12. «Кольта» изучает пропаганду на российском ТВ: история автора сюжета о «распятом мальчике», монолог бывшего шеф-редактора ВГТРК и ещё четыре рассказа от сотрудников федеральных каналов.
  13. Авторы «Лукэтми» ставят на себе опыты: живут без смартфона, ставят по 5 лайков в день и отказываются от текста в общении.
  14. У Макса Черепицы — конспект книги «Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали».
  15. «Афиша» пишет о компаниях, монетизирующих патриотизм футболками с Путиным, чехлами с Лавровым и трусами с триколором.
  16. Сотрудник «Эриксона» вживил в руку NFC-чип и жалуется, что почти все сервисы и компании не поддерживают такой сценарий применения.

Посмотреть

  1. Инженер из «Гугла» показывает, как беспилотные машины видят мир и обмениваются опытом.
  2. «Безумный Макс» с картами вместо джипов и пэйнтбольными ружьями вместо пулемётов.
  3. Пародийные трейлеры из серии «что, если?»: «Человек-муравей» от Вернера Херцога, «Бэтмен» с Томми Вайсо и «Люди Икс» Уэса Андерсона.
  4. Разница в подходах: как одна сцена из «Красного дракона» показана в одноимённом фильме с Хопкинсом, «Охотнике на людей» и недавнем сериале «Ганнибал».
  5. Как проводят лето жители Нью-Йорка.
  6. Спортсмен рассекает по волнам на мотоцикле.
  7. Энтузиасты построили в пустыне модель Солнечной системы в правильном масштабе.

Конспект лекции «Дизайн +1»

Людвиг Быстроновский о том, что должен уметь дизайнер.

В конце июня Людвиг Быстроновский, арт-директор Студии Артемия Лебедева, приезжал в Уфу с двумя лекциями — о менеджменте и о дизайне. По мнению Людвига, понимание творческого процесса и постоянное саморазвитие не менее важны для дизайнера, чем знание плагинов и фреймворков.

Дизайнера всегда заботит один вопрос: «Как сделать круто»? Многие думают, что узнать ответ на него невозможно без таланта. Людвиг относит себя к дизайнерам без таланта и говорит, что всё вполне возможно, просто ответ придёт тяжело и нудно. Вопрос лучше разделить на два: как «делать» и что такое «круто»? «Круто» — это когда ты видишь работу (разумеется, чужую) и думаешь: «Блин, а ведь и так можно было сделать!». А вот научиться делать так же уже сложнее.

В каждом новом проекте нужно оттачивать какой-то маленький аспект, причём желательно, чтобы кто-то опытный мог оценить усилия. Мастерство придёт со временем, как и в спорте. Олимпийский прыгун приезжает на соревнования на пике формы, а его действия доведены до автоматизма. Но идеальная техника не берётся из ниоткуда, она складывается из суммы навыков. Сперва ты учишься правильно поднимать руки, ставить пятку и регулировать дыхание.

В чём отличие прыгуна и дизайнера? Дизайнеры не умеют гордиться трудом — показывая работу, они обязательно добавят, что «всё вышло совсем не так». Всё и сразу не будет идеально. Спортсмены просто возвращаются на старт и тренируют те аспекты, где оказались слабее соперника.

Про отношения

С заказчиками. Кажется, что заказчик ничего не понимает и хотят уничтожить ваш прекрасный дизайн? Станьте заказчиком сами — попробуйте сделать ремонт. Тогда почувствуете «не нравится и всё тут, поиграйте шрифтами» на своём опыте.

Не стоит забывать поддерживать обратную связь с прошлыми клиентами — станет понятно, что из сделанного сработало, а что нет. Если забывать о проекте, выложив в портфолио картинку и жаловаться, что «идиоты запороли реализацию», опыта не прибавится.

С арт-директором. Арт-директор чётко видит цель, а у полуслепого дизайнера есть пистолет. Арт-директор должен указать, где цель (не попал! бери правее!) и максимально её сузить, чтобы поставить вызов стреляющему дизайнеру.

С технологами. В портфолио красивые картинки с бликующим аймаком вместо ссылок? Мудаки-программисты сделали всё не так, сроки сократили, на этапе внедрения возникли проблемы? Резать дизайн сложнее и интереснее, чем рисовать идеальные скриншоты.

С коллегами. Важно уметь делиться работой. Боишься, что сделают плохо? Так и будет — ищи правильный баланс полномочий. Важно уметь делать не только своими руками, но и чужими. Кто-то с энтузиазмом делает вещи, надоевшие тебе. Чувствуешь, что забросил некогда любимый проект «для души»? Попробуй привлечь человека со стороны — возможно, даже найдётся кто-то, готовый работать ради интереса, а не за деньги.

Про главное для дизайнера

Композиция. Это умение определять важное и неважное. Что главное в визитной карточке? Вовсе не шрифты, кернинг или компоновка адреса с телефоном. Это бумага, потому что первое впечатление формируется, когда человек берёт визитку в руки. Не тратьте время на ненужное — в памяти зрителя останутся только базовые вещи.

Фокус. Люди не умеют ставить задачи. Поймите клиента и вытащите из него, чего он на самом деле хочет. Не бойтесь задавать вопросы и ставить формулировки под сомнение.

Спокойствие. Дизайнеров волнует чужое мнение, и это рождает неуверенность. Сомневаться нормально, но нужно понимать, как работают чужие оценки и растить броню.

Прототипы. Дизайнер мучительно рожает «мутацию», то есть что-то новое (например, сайт овощной базы в форме огурца). Затем он агрессивно защищает свою идею, не думая о её выживаемости — она ведь своя! Заказчик может принять такую идею, но всё станет только хуже — теперь вся команда будет носиться с Утверждённым Заказчиком Макетом, хотя более жизнеспособным он от этого не стал.

От естественного отбора никуда не деться, эволюцию не обмануть. Максимально быстро реализуйте проекты и проверяйте их на практике. Вносите изменения, если видите очевидные проблемы — они никуда не денутся после сдачи проекта. В какой-то момент Людвиг перестал принимать у дизайнеров Студии скриншоты сайтов и стал просить прототипы — со временем люди привыкли, а уровень работ вырос.

Свобода. Нельзя запрещать себе выдумывать странное. Если открыть студию со слоганом «делаем в срок, не превышаем смету, делаем ровно как у всех», от клиентов не будет отбоя. Только работать вряд ли будет интересно — особенность профессии именно в решении задач новыми способами.

Ограничения. Полная свобода — как спортивные соревнования без соперников, судей и зрителей, в выбранном месте и в выбранное время. Никого не волнует, есть ли у спортсмена вдохновение и как у него дела — надо выступить вместе со всеми. А тот продолжает, несмотря ни на что.

Дополнительно

Людвиг посоветовал почитать книги о воспитании детей (больше полезных книг — на его сайте). Приёмы оттуда на удивление хорошо работают в общении с заказчиками. В обоих случаях речь о понимании мыслей того, кто не может их чётко выразить.
— Найджел Латта, «Пока ваш подросток не свел вас с ума».
— Найджел Латта, «Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей». Помогает мужчинам лучше понять происходящее в голове девочек (в том числе и повзрослевших) и продуктивно с ними общаться.
— Найджел Латта, «Сынология. Матери, воспитывающие сыновей». Аналог предыдущей.
— Масару Ибука, «После трёх уже поздно».

В каждом городе лекция немного отличается. Можно почитать конспекты петербургской у Сергея Шабалина и Макса Черепицы или посмотреть её же.

Конспект лекции «Хьюстон, у нас все хорошо (на самом деле нет)»

Людвиг Быстроновский учит управлять свободным временем, людьми и собой.

В конце июня Людвиг Быстроновский, арт-директор Студии Артемия Лебедева, приезжал в Уфу с лекциями о менеджменте и о дизайне. Раньше Людвиг брался за всё подряд, без конца разбирал завалы в почте и ночевал на работе. Сейчас он ведёт больше проектов, но при этом может позволить себе уехать на пару дней в другой город.

Про форс-мажоры

Менеджер наводит порядок в бардаке. Каждому время от времени приходится побыть менеджером: проследить за ремонтом, распланировать поездку, организовать день рождения. Главная ошибка — пытаться контролировать обстоятельства. Это невозможно и бессмысленно. Надо избегать не ошибок, а их повторения.

Пример из жизни: за время работы над проектом вышло из строя 8 сотрудников. Теперь на проектах Студии по двое дизайнеров и менеджеров — если заболеет или уедет один, будет кому ввести второго в курс дела. Работает уже несколько лет.

Про управление другими

Прочитал умную книжку — тут же проверь метод на практике. Не сработало? Значит, для тебя это не вариант, даже если так делает весь остальной мир. Людвиг перепробовал разные стили управления и делится опытом.

Не работают

  • Кнут. То, что творческие люди лучше работают в атмосфере стресса — миф. От непредсказуемых наказаний люди теряют мотивацию и впадают в апатию. Это доказывают эксперименты на мышах или воспоминания узников концлагерей.
  • Пряник. Можно соглашаться со всеми предложениями и давать сотрудникам полную творческую свободу, но это путь в никуда. Перспектива делать «что угодно» вводит в ступор, творчество требует ограничений.
  • Насильное обучение. Проводишь курсы внутри компании? На первое занятие придёт 30 человек, на второе — 15, на третье — 5. Сами занятия могут быть сколько угодно интересными и познавательными, но сотрудники не станут их посещать, пока не увидят пользу для себя.

Работают

  • Самостоятельность. Мы не берём нож за лезвие из-за неприятного личного опыта, а не из-за рассказов взрослых. Пусть дизайнер сперва облажается на мелкой задаче, запомнит чувство провала и сделает выводы. Ребёнок просит помыть дорогой сервиз? Наивный родитель согласится, слишком заботливый — сделает всё за ребёнка. Умный даст пару ненужных тарелок потренироваться.
  • Посильный вызов. Слишком грандиозная задача отпугнёт масштабом, слишком лёгкая отобьёт интерес к работе. Посильный вызов важен для любой профессии. Слесарь делает 200 деталей за смену? В душе ему любопытно, выйдет ли сделать на одну больше за то же время.
  • Умеренный тайм-менеджмент. Учёт дел полезен, чтобы знать, куда уходит время. А вот невыполненные цели порождают чувство вины.

Про управление собой

При творческой работе важно работать не 8 часов, а с ясной головой. Это позволяет видеть не только очевидную пользу, но и скрытый вред. К примеру, брать неинтересные заказы ради денег логично, но от этого разбегутся талантливые сотрудники. Чтобы оставаться в умственной и физической форме, достаточно соблюдать простые правила.

Сон. Спать надо много, просто потому, что человек так устроен биологически. Дневной сон тоже помогает взбодриться и посмотреть на задачу по-новому. В Студии, как и в «Эпле», «Фэйсбуке» или «Гугле» для этого есть специальные комнаты отдыха. Работодатель против? Можно спать в машине или бегать домой, если это рядом.

Начало дня. Выключив будильник на телефоне, мы кидаемся проверять почту, и чистим зубы уже с мыслями о ночных событиях. Это объяснимо — подсознание стремится избавиться от раздражителя, будь то красный значок на иконке или полужирный заголовок непрочитанного письма. Выход? Отключить уведомления или купить отдельный будильник.

Личное пространство. Нельзя давать другим управлять твоим временем. Пусть контролируют результат, а процесс — твоё личное дело. Позвонили? Ты не обязан отвечать сразу. Написали в мессенджер? Выбери один для связи с близкими, а для остальных отключи уведомления.

Есть вещи, которые нужны тебе и не интересны окружающим. Лучше писать в публичном календаре «занят» без уточнений, чем выслушивать просьбы отменить «неважную» тренировку или встречу с друзьями.

Ещё лучше научить окружающих не звонить, а писать. Письмо оттачивает мысль: идею, которую «нельзя описать, надо рассказать лично» можно даже не слушать. Если всё равно звонят, говори, что всё забудешь и проси прислать письмо. Когда все привыкнут, что письмо писать всё равно придётся, звонки прекратятся.

Нагрузка и пауза. 5 часов работы в последнюю ночь дадут пятичасовой результат. Час работы и сутки перерыва — 25 часов умственной работы. Аналогия со спортзалом: нельзя 20 лет откладывать тренировки, чтобы в конце прийти и героически поднять 400 килограмм. Начни с 50 и делай перерывы.

Самочувствие. Мы не думаем, как и почему себя ощущаем прямо сейчас и воспринимаем плохое самочувствие как данность. Работа должна быть танцем, чтобы удовольствие приносил сам процесс. Найти себя непросто — иногда на это уходят годы.

Эмоции. Клиент недоволен, менеджер в панике пишет всем, что «сроки горят» (в чём новость?) и всё плохо (в чём решение?). Важно вовремя обратить внимание, что ты гневно барабанишь по клавиатуре, пойти попить чаю и успокоиться.

Про общение с коллегами

Без сарказма. В современном мире сарказм вполне распространён и приемлем. Другое дело, что он требует продираться через язвительную форму, чтобы увидеть конструктивное содержание. Стоит перестать использовать сарказм в общении, и собеседники автоматически подстроятся.

Без лишней критики. Нет смысла добивать человека, уже доказав свою правоту. Оставь собеседнику манёвр для отхода, а выводы он сделает сам, без публичной порки.

Правила и люди. Можно организовать рабочий процесс, как в «Макдоналдсе» — с кучей инструкций новичок ничего не сломает, но быстро уйдёт, потому что в работе нет вызова. В Студии же нет чётких правил, их заменяют люди, которые по своей природе не могут проигнорировать мелкую проблему. Главное в такой системе — своевременно увольнять мудаков.

Про общение с заказчиками

Заказчик — не враг. Не стоит шутить про «семь красных линий». Как и у дизайнеров, у заказчиков может быть профессиональная деформация, не дающая доступно передать мысли. «Сделайте нам сайт типа этого, только цвета немного поменяйте» = «Мы на днях успешно построили склад по типовому проекту, а на сайте тоже хочется сэкономить».

Без контактов с дизайнером. В противном случае заказчик может попытаться рулить всем сам, а дизайнер даст обещание, которое не сможет сдержать. Впрочем, если общение проходит адекватно, то почему бы и нет? Чтобы дизайнер не испортил переговоры, можно взять его на первую встречу просто послушать.

ФФФ работает, но не всегда. Фиксировать цену и время, меняя содержание проекта, можно, если это несёт пользу для заказчика (например, сайт нужно запустить через неделю в любом виде). С государственными тендерами такой подход не пройдёт.

Инициатива не наказуема. Если в городе всё плохо с дизайном, не стоит ждать, пока прибежит мэр и попросит всё исправить. Почему он поручит это вам, а не «Горрекламе»? Откуда он вообще о вас узнает? Хочешь улучшить город — пиши критику в блог и предложения в стол мэра. Когда появятся задача и финансирование, о тебе вспомнят.

Прежде чем Студии поручили схему московского метро, Лебедев открыл сайт по теме, а Жгун нарисовал вариант «для себя». Зато потом, когда срочно понадобилась новая схема, в администрации города вспомнили, что «кто-то что-то делал в этой сфере».

Дополнительно

Книги, которые упоминал Людвиг (больше — на его сайте):
— Джип Кэмп, «Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров». О том, как правильно отказывать и добиваться своего.
— Лоуренс Гонсалес, «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальной ситуации». О том, почему солдаты без конца шутят про трупы и как справляться с паникой.
— Михай Чиксентмихайи, «Поток. Психология оптимального переживания». Как находить идеальный рабочий ритм и оставаться в нём.

В каждом городе лекция немного отличается. Можно почитать конспекты у Александра Сарычева из Москвы, Сергея Шабалина и Макса Черепицы из Санкт-Петербурга и Ильи Середы из Краснодара.

Дайджест — 1

Электромобили, акулы-убийцы, жизнь вайнеров и смерть критики.

Почитать

  1. В блоге Wait But Why вышел огромный, но увлекательный пост о том, как «Тесла» вот-вот изменит мир. Тим Урбан разбирает историю энергетики и автомобилестроения, показывая, почему электромобили — логичный шаг вперёд (и зачем «Эпл» разрабатывает свой).
  2. С новыми автомобилями приходят и новые угрозы. Уязвимость в прошивке Jeep Cherokee позволяет дистанционно управлять радио, климат-контролем, дворниками и даже двигателем движущейся машины. Хакеры обратились к прессе, чтобы привлечь внимание к проблеме: на американских дорогах 471.000 взламываемых машин.
  3. Психолог Мария Конникова подготовила цикл статей о сне для «Нью-Йоркера». Первая рассказывает, почему современным горожанам тяжело уснуть, вторая — в чём важность сна, третья — как недосып мешает работать, даже если мы этого не замечаем.
  4. «Базфид» изучает феномен молодых звёзд соцсетей. «Новые рок-звёзды» похожи на старых: полные стадионы, изнуряющая публичность, провокационные выходки. Единственное отличие — отсутствие таланта. Фанатам хватает факта существования кумиров: твиты, фото и видеообращения создают иллюзию дружбы на расстоянии или отношений без риска.
  5. Будущее — за «персональными облаками» из устройств, взаимодействующих без Интернета. Уже сейчас кроссовки умеют считать шаги, слуховые аппараты —принимать звонки, а часы — открывать номер в отеле. Следующий шаг — биометрические сенсоры в одежде и беспилотные такси, настраивающие сиденье и музыку под пассажира.
  6. «Диснейленды» идут в ногу со временем. Несмотря на сопротивление внутри компании, в парках внедрили «волшебные браслеты», заменяющие отельный ключ, билеты на аттракционы и банковскую карту. В планах — персонализация аттракционов: комната страха будет пугать каждого посетителя по-своему, а персонажи — обращаться по имени. Надеюсь, смарт-часы со временем станут «волшебным браслетом» для всего.
  7. В iOS 9 расширения для браузера смогут блокировать рекламу в Сети. Медиа возмущаются, пользователи радуются.
    — Редактор «Вёрджа» Нилай Пател уверяет, что новостные сайты тормозят не из-за баннеров, а из-за лени создателей браузеров. Сотрудник «Мозиллы» Лес Орчард отвечает статистикой: помимо текста и картинок, на каждой странице «Вёрджа» по 23 рекламных трекера (другие издания не лучше).
    — Аналитик Бен Томпсон объясняет контекст ситуации. Раньше рекламодатели обращались напрямую в десяток газет и журналов. Миллионам сайтов понадобились посредники — автоматические рекламные сети. Беда в том, что авторы не контролируют содержание баннеров, а сети следят за читателями, чтобы лучше подбирать рекламу.
    — Колумнист «Гардиана» Чарльз Артур подытоживает: осенью пользователи начнут массово блокировать баннеры. Сайтам придётся либо возвращаться к модели печатной прессы (прямые продажи рекламы и спонсорские материалы), либо уходить в агрегаторы «Фэйсбука» и «Эпла», пожертвовав независимостью. Главным же пострадавшим окажется «Гугл».
  8. У киноиндустрии свои проблемы. С распространением HD-видео студиям приходится больше тратить на грим, реквизит и костюмы. Сложнее всего с фальшивыми купюрами — они должны выглядеть реалистично, но не настолько, чтобы съёмочной группе дали срок за подделку денег.
  9. На «Цукерберг позвонит» — отличный программный текст о влиянии технологий на мировоззрение. Полная ошибок «Википедия» заменяет энкциклопедии, рейтинги «Кинопоиска» убивают кинокритику, первый ответ в «Гугле» принимается на веру без доказательств. В толпе равнозначных мнений не остаётся места суждениям экспертов.
  10. Перевод интервью сценариста, у которого так и не вышло поработать с одиозной студией Asylum. Оказывается, продюсеры фальшивых блокбастеров и случайных шедевров воспринимают свою работу всерьёз и не берут, кого попало. Неясно только, огорчаться или радоваться из-за их отказа.
  11. Виктор Лысенко из «Рокетбанка» верит в светлое будущее криптовалют. Государства и банки ругают биткойны за скачущий курс и нелегальные сферы применения, параллельно экспериментируя со своими проектами «интернета для денег».
  12. Блогер Денис Самсебесказал описывает, как изобретение кондиционера повлияло на географию населения, планировку домов и даже график кинопремьер в США.
  13. Инфографика, где Луна взята за один пиксель. Хорошо отображает масштабы Вселенной.

Посмотреть

  1. Классно смонтированная короткометражка о художнике Джоне Балдессари, «крёстном отце» концептуализма.
  2. Разбор спецэффектов в последнем «Безумном Максе». Пустыня, машины и погони — настоящие, графикой лишь затёрли тросы и поменяли цветовую гамму.
  3. Дизайнер книжных обложек Чип Кидд с юмором рассказал о своей работе на конференции TED. Первое выступление — о творческом процессе, второе — о балансе ясности и недосказанности.
  4. В 1994 комик Луи Си Кей устал от работы над шоу Конана О’Брайена, взял отпуск и полетел в Москву. Воспоминаний хватило на небольшой монолог: официант подпольно торгует колой, уличный музыкант доводит публику до слёз, прохожий одалживает клей у беспризорника.
  5. Открыл для себя «Открытую библиотеку». Известные спикеры разговаривают на разные темы: от фильмов и сказок до языка ненависти и публичной травли. На сайте есть архив видео и расшифровок.
  6. Том Круз — один из немногих голливудских актёров, который рискует в кадре сам. io9 показали, как усложнялись трюки с каждой частью «Миссия: невыполнима», а «Титр» собрал интересные факты со съёмок. В «Племени изгоев» Круз обошёлся совсем без дублёров — критики пишут, что получился лучший фильм в серии.
  7. MovieBob посмотрел «Пиксели» с Адамом Сэндлером и разродился десятиминутной рецензией, полной ненависти и ругательств. Лучше сходить на «Миссия: невыполнима».
  8. Велосипедисты устроили гонку на леднике: получилось живое воплощение мема «слабоумие и отвага».